Более 75 тысяч климовских «Моторов победы» было выпущено во время Великой Отечественной войны 08.05.2020

Более 75 тысяч климовских «Моторов победы» было выпущено во время Великой Отечественной войны

После эвакуации завода № 234 (ныне – АО «ОДК-Климов») в Уфу было создано объединенное предприятие, которое осуществляло выпуск разработанных В.Я. Климовым 105-х моторов и его модификаций. На оставшихся в Ленинграде производственных мощностях выпускали боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 – знаменитые «Катюши».

АО «ОДК-Климов» (входит в СоюзМаш России и Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) является одним из предприятий, которые находились на передовой войны и непрерывно производили технику для нужд Красной Армии. Самое знаменитое изделие завода – двигатель М-105, который устанавливался на большинство советских истребителей и бомбардировщиков. Эвакуация ленинградского завода № 234 началась в июле 1941 г. Завод должен был массово выпускать мотор М-105, значившийся в планах руководства СССР как «авиамотор №1». Опыт его сборки и выпуска у специалистов завода № 234 был – в Ленинграде его начали осваивать в 1940 году с помощью рыбинских специалистов. Однако на новом месте, прежде чем приступить к сборке авиационных двигателей, нужно было сначала построить новый завод.
17 декабря 1941 года произошло слияние всех эвакуированных заводов в один производственный коллектив. Объединение стало называться Уфимский моторостроительный завод № 26. Прибывшие с рыбинского завода моторокомплекты позволили сразу приступить к сборке и испытанию двигателей М-105. Первый мотор был собран также из рыбинских деталей. Специалистам пришлось немало поработать, чтобы добиться заданных параметров. План по выпуску двигателей завод выполнил в 1942-м – досрочно. Относительно недорогой, технологически простой, легко модифицируемый М-105 стал самым массовым советским двигателем Великой Отечественной войны, во многом определив превосходство нашей авиации над асами Люфтваффе. За время войны было выпущено свыше 75 000, а всего – около 100 000 двигателей данного типа. Эти моторы применялись на 36 типах и модификациях самолетов, 15 из которых строились серийно. За успешную работу по созданию и внедрению в серийное производство новых образцов авиационных двигателей во время Великой Отечественной войны коллектив завода №26 был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

С 8 марта 1944 года мотор М-105 носил имя ВК-105 в честь своего создателя – выдающегося конструктора Владимира Климова.
Не простаивал во время войны и завод в осажденном Ленинграде – на опустевшей площадке на пр. Карла Маркса начали выпускать боевые машины реактивной артиллерии БМ-13 – знаменитые «Катюши». В 1942 г. 26-я шоссейно-дорожная база-мастерская (26-я ШДБМ ГУШОСДОР НКО), завод имени К.Маркса и завод имени Калинина наладили производство реактивных минометов. Сколько всего было собрано «Катюш» сказать сложно, т.к. не со всех документов тех лет снят гриф секретности. Согласно отчетам о работе базы за 1942 г. было отремонтировано 450 двигателей для машин ЗИС-6, на которых собирались реактивные минометы. Кроме того, в годы войны силами 26-й ШДБМ были отремонтированы и возвращены в строй сотни танкеток и автомобилей различного назначения.

Возврат к списку