Ленинградские конструкторы принимали участие в создании первого советского серийного мотоцикла Л-300 04.09.2020

Ленинградские конструкторы принимали участие в создании первого советского серийного мотоцикла Л-300

135 лет назад в 1885 году был создан первый в мире мотоцикл. Для первого серийного советского мотоцикла Л-300 двигатель создавали ленинградские конструкторы. Разработку и выпуск двигателей производили на заводе, преемником которого спустя годы стало АО "ОДК-Климов" (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех, член Союза машиностроителей России).

В середине 20-х годов прошлого столетия на базе Ленинградского треста массовой продукции (ТРЕМАСС) было организовано советское мотопроизводство. Разработка оригинальных конструкций заняла бы очень много времени, а страна в те времена остро нуждалась в собственной мототехнике, поэтому было принято решение выбрать подходящий иностранный мотоцикл и модифицировать его под российское производство. Выбор пал на простую по конструкции и удобную в эксплуатации модель Luxus-300 завода DKW. Осенью 1929 года конструкторская группа под руководством талантливого инженера и конструктора Петра Можарова переехала в Ленинград, где приступила к выполнению задачи по производству советского мотоцикла. Незадолго до этого Можаров уже построил первые пять советских мотоциклов на заводах Ижевска.

В результате совместной работы группы Можарова с производственниками треста к началу сентября 1930 года было изготовлено восемь мотоциклов «Тремасс-300». В конструкцию внесли ряд изменений, и к концу 1930 года она была окончательно утверждена и готова к запуску в серию. Модель получила обозначение «Л-300», ее выпуском занялся завод «Красный Октябрь». К осени 1931 года ленинградцы освоили выпуск всех частей и агрегатов для Л-300 – мотопроизводство не зависело от импорта.

В 1937 завод «Красный Октябрь» планировалось сделать ведущим в отечественном мотоциклостроении, но в феврале 1938 г. он стал авиамоторостроительным заводом № 234 (так называлось в военные годы нынешнее АО «ОДК-Климов») и вошел в состав Наркомата обороны. А в 1940 г., когда был образован Наркомат авиационной промышленности, завод переподчинили ему. Главной задачей предприятия стало освоение и налаживание производства авиационного двигателя М-105, разработанного великим конструктором В.Я. Климовым, чье имя сегодня носит АО «ОДК-Климов».

Любопытен факт использовании Л-300 для экстремальных прыжков с трамплина. В 1936 году старший лейтенант Георгий Филонов, проходящий военную службу в Ленинградском военном округе, увлекался прыжками на мотоцикле с трамплина. Первые опыты были неудачны, но постепенно он овладел техникой прыжка и установил рекорд дальности – 13 метров. Для прыжков использовался серийный мотоцикл Л-300 без каких-либо конструктивных изменений.

До наших дней дошли лишь несколько десятков этих мотоциклов. Хотя количество Л-300, произведенных заводом за период с 1931 по 1940 годы, составило 18 985 экземпляров. Мотоциклы имели достаточно широкое применение. Во время Великой Отечественной войны они помогали фронту, активно использовались в Красной Армии в качестве мотоциклов разведки и связи. Бойцы любили ленинградские мотоциклы за легкость управления и надежность. Один из экземпляров Л-300 был передан в музей ОДК-Климов в качестве экспоната.

Технические данные Л-300:

Двигатель одноцилиндровый, двухтактный, рабочий объем 293 см3, мощностью 6 л.с. при 300 об/минуту. Мотоцикл разгонялся до максимальной скорости в 75 км/ч. Топливный бак имел вместимость 12 литров (14 литров). Расход Л-300 составлял 4 – 4,5 литра на 100 км. Коробка передач трехступенчатая. Сухая масса - 125 кг. К концу производства двигатель был доработан и получил мощность 6,5 л.с и скорость до 80 км/ч. (колеса 26 дюймов).

Возврат к списку