ОКБ им. Люльки получило премию «Золотая идея» ФСВТС РФ в двух номинациях 25.12.2017

ОКБ им. Люльки получило премию «Золотая идея» ФСВТС РФ в двух номинациях

Генеральный конструктор – директор предприятия-разработчика авиационных газотурбинных двигателей ОКБ им. А. Люльки (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Госкорпорации Ростех) Евгений Марчуков стал лауреатом премии Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) РФ «Золотая идея» в номинации  «За личный вклад, инициативу и усердие в решении задач военно-технического сотрудничества». В номинации «Молодые таланты» премию получил инженер-конструктор 1 категории ОКБ им. А. Люльки Алексей Зубко.

ОКБ им. А.Люльки является московским филиалом уфимского ПАО «ОДК – УМПО», крупнейшего в РФ предприятия-производителя авиационных двигателей. Названо в честь своего первого руководителя, выдающегося советского ученого и конструктора Архипа Люльки, создателя первого отечественного турбореактивного двигателя. За годы своего существования конструкторским бюро разработано пять поколений газотурбинных двигателей. Двигатели марки «АЛ» в составе боевых самолетов состоят на вооружении военно-воздушных сил многих стран мира.

Ежегодная торжественная церемония награждения лауреатов Национальной премии «Золотая идея» по итогам 2016 года состоялась в Конгрессно-выставочном центре «Патриот» 21 декабря 2017 г. Лауреатами премии становятся предприятия оборонно-промышленного комплекса, их авторские коллективы и отдельные сотрудники, непосредственно участвующие в разработке, производстве и продвижении на экспорт вооружения и военной техники, а также средства массовой информации и издательские дома. Премия традиционно вручается в 6 номинациях.        

Генеральный конструктор – директор ОКБ им. А. Люльки Евгений Марчуков был выдвинут ОДК – УМПО на соискание премии «Золотая идея» за вклад в создание авиационных газотурбинных двигателей семейства «АЛ» для силовых установок самолетов Су-30МКА, Су-30МКМ, Су-30МКИ, а также Су-35С. Он является одним из ведущих российских специалистов в области разработки, испытаний и эксплуатации двигателей для боевой истребительной авиации, а также стационарных газотурбинных двигателей. Евгений Марчуков принимал непосредственное участие в создании турбореактивного двигателя АЛ-31Ф (устанавливается на самолеты семейства Су-27), который уже 35 лет находится в эксплуатации, и при этом потенциал его модернизации сохранился до настоящего времени. На базе АЛ-31Ф разработаны двигатели с управляемым вектором тяги АЛ-31ФП (для Су-30МКИ/МКА/МКМ), АЛ-31ФН (для однодвигательных истребителей), АЛ-41Ф-1С (для Су-35С). Серийными производителями этих изделий являются ПАО «ОДК – УМПО» (АЛ-31Ф/ФП, АЛ-41Ф-1С) и АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (АЛ-31Ф/ФН). Особо стоит отметить разработку ОКБ на базе серийного АЛ-31Ф конверсионного газотурбинного привода АЛ-31СТ в наиболее востребованном сегменте рынка газоперекачивающих агрегатов (16МВт). АЛ-31СТ с 1996 года и по настоящее время успешно эксплуатируется ПАО «Газпром».

Среди успешных результатов последних лет – завершение разработки двигателя АЛ-41Ф-1С для истребителей Су-35С, выход на завершающую стадию разработки двигателя первого этапа для самолета 5 поколения Су-57. Евгений Марчуков является главным конструктором двигателя второго этапа для этого самолета. Кроме того, он курирует проект разработки перспективного пульсирующего детонационного двигателя.

Свою трудовую деятельность в ОКБ им. А. Люльки Евгений Марчуков начал в 1979 г. Он прошел путь от инженера до генерального конструктора – директора (с 2010 г.). С 1979 г. занимается научной деятельностью. Доктор технических наук, профессор, член специализированного Ученого совета Московского авиационного института, академик Российской инженерной академии, академик Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского. Евгением Марчуковым получены научные результаты фундаментального характера; исследование влияния нестационарной подачи топлива на характеристики камер сгорания газотурбинных двигателей; исследование теплового состояния поворотного сопла для двигателя с управляемым вектором тяги; разработка основ методологии реконверсии; и т.д. Он является автором 123 печатных работ, в том числе монографии по конверсии высокотемпературного авиационного двигателя и двух учебников по теории и испытаниям воздушно-реактивных двигателей. Прорывные и инновационные  в своей области решения, предложенные и реализованные в двигателях марки «АЛ», были защищены 70 авторскими свидетельствами СССР, 339 патентами РФ на изобретения, 62 патентами РФ на полезные модели  и одним патентом РФ на промышленный образец. Восемь изобретений генконструктора ОКБ им. А. Люльки включены Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) в базу данных  «100 лучших изобретений России» за 2009 - 2016 гг. За большие личные заслуги в области изобретательства Евгению  Марчукову присвоено звание «Заслуженный изобретатель РФ». В 2017 г. Указом Президента Российской Федерации он удостоен Ордена Почета.

Премию в номинации «Молодые таланты» инженеру-конструктору 1 категории ОКБ им. А. Люльки  Алексею Зубко (также выдвинут на соискание премии ОДК – УМПО) принесла работа «Комплексная система диагностики технического состояния роторных систем авиационных двигателей военного и двойного назначения, основанная на распределенном вибрационном и акустическом анализе».

Для создания системы Алексеем Зубко были разработаны 14 уникальных методов и способов определения технического состояния вращающихся систем. Например, метод определения технического состояния подшипниковых опор роторов основан на использовании физических принципов, применяющихся в радиолокации. Он повышает точность определения неисправностей, обеспечивает их идентификацию на ранних стадиях и дает наглядное представление о динамических процессах роторных систем. Это позволяет выполнять как задачи диагностики, так и научно-исследовательские задачи, связанные с разработкой новых образцов высокоэффективной техники. Также в данной системе впервые в России (для диагностики подшипниковых опор) используется спектральный анализ акустического давления, измеренного на наружном корпусе двигателя и  впервые в мире непосредственно в его газо-воздушном тракте.

Алексей Зубко является автором 11 патентов РФ.


Возврат к списку

Вход для пользователей
Карта предприятий
Тема дня
Мы в соцсетях
 Instagram_logo.png VK Twitter