Меры поддержки импортозамещения и локализации производства судового оборудования на территории РФ показали свою эффективность 17.03.2021

Меры поддержки импортозамещения и локализации производства судового оборудования на территории РФ показали свою эффективность

В Государственной Думе состоялось совместное заседание Экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники при Комитете ГД по экономической политике и Комитета по судостроительной промышленности и морской технике Союза машиностроителей России.

В заседании приняли участие Владимир Гутенев, координатор Экспертного совета, первый заместитель председателя Комитета ГД по экономической политике и промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России; Алексей Рахманов, председатель Экспертного совета, председатель Комитета по судостроительной промышленности и морской технике, вице-президент Союза машиностроителей России, генеральный директор АО «ОСК»; Александр Пошивай, заместитель министра транспорта РФ; Андрей Лаврищев, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта, представители предприятий отрасли, вузов, а также члены Комиссии Госдумы по развитию ОПК.

Участники заседания обсудили действующие и перспективные меры государственной поддержки импортозамещения и механизм стимулирования локализации производства судового комплектующего оборудования на территории Российской Федерации.

В начале заседания Владимир Гутенев отметил эффективность детальной работы Экспертного совета над законопроектом «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ».

«В результате работы над законопроектом удалось прийти к компромиссным формулировкам, взаимоприемлемым и для судостроительной промышленности, и для эксплуатантов судов. В настоящее время законопроект готовится ко второму чтению, поэтому необходимо активизировать работу над нормативной базой, чтобы все решения Экспертного совета были обязательно учтены», - подчеркнул Владимир Гутенев. Изменения касаются отдельных видов работ, осуществление которых возможно исключительно с использованием судов, построенных на территории Российской Федерации.

Заместитель министра транспорта РФ Александр Пошивай подчеркнул, что импортозамещение и локализация производства судового оборудования на территории РФ напрямую связаны с сохранением суверенитета страны. Это позволит не только поддержать отечественное судостроение, но и эффективно его развивать.

Также в рамках заседания был рассмотрен ход реализации Постановления Правительства РФ «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» в части локализации судового комплектующего оборудования. В настоящее время в Правительстве находится на согласовании новая редакция постановления, которая предусматривает переход к механизму подтверждения производства продукции на территории РФ через подсчет баллов. Для каждой категории судового комплектующего оборудования, а также некоторых технологических операций и материалов будет определена стоимость в баллах. Их сумма покажет уровень фактической локализации судна.

Глава АО «ОСК» Алексей Рахманов отметил, что корабелами формируется национальная панель поставщиков. По итогам 2020 года в мейкерс-лист ОСК вошли 113 российских производителей судового комплектного оборудования. «Такая панель поставщиков, по сути, представляет предквалификационную работу, которая позволяет иметь дело не с теми, кто пришел «с улицы» и пытается демпинговать, а с теми, кто имеет реальный опыт работы в необходимой области», - отметил Алексей Рахманов.

По мнению участников заседания, перечень работ, для выполнения которых требуются суда российской постройки, должен быть как можно более полным и всеобъемлющим. Вместе с тем было указано, что возможны некоторые исключения, если они обусловлены объективными факторами. Технологическая база российского судостроения динамично развивается, но пока еще не все потребности в полной мере могут быть обеспечены отечественной морской техникой.

В то же время было обозначено, что предпринимаемые в последнее время меры поддержки импортозамещения и локализации производства судового оборудования на территории РФ уже показали свою эффективность. Работает во льдах Севморпути новейший атомный ледокол «Арктика», в прошлом году принял на борт пассажиров первый за последние 60 лет отечественный круизер «Мустай Карим». Продолжается масштабная программа обновления рыбопромыслового флота – верфи, исторически специализировавшиеся на военной технике, добиваются впечатляющих результатов на гражданском поле.

Кроме того, участники встречи отметили, что в настоящий момент важно активизировать работу Экспертного совета в области нормативно-правового поля, чтобы принятые решения были в полной мере отражены на практике. «Работа Экспертного совета по развитию судостроительной промышленности и морской техники при Комитете ГД по экономической политике дает возможность держать руку на пульсе в законодательной и нормативной работе. Для более эффективной работы предлагаю формализовать возможность любого члена Экспертного совета, например, с помощью личных кабинетов, получать оперативную информацию по всем изменениям в части законопроектов, важных для судостроения», - сказал Владимир Гутенев.

В заключительном слове Владимир Гутенев подчеркнул, что готов оказывать необходимую поддержку инициативам российской промышленности и продолжать работу над совершенствованием нормативной базы.

Возврат к списку